Разделы сайта
п»їУслуги
Территориальные органы
Подмосковье
Что такое - коррупциогенный фактор?
Ответ на этот вопрос дан в Федеральном законе от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". В соответствии с ч.2 ст. 1 названного закона коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Какие существуют антикоррупционные меры?
В качестве одной из мер профилактики коррупции в Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" названа антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов органов государственной власти и местного самоуправления. Цель экспертизы - выявление коррупциогенных факторов и их последующее устранение.
Законодательством полномочия по проведению антикоррупционной экспертизы предоставлены органам прокуратуры.
Так, в 1 полугодии 2015 года городской прокуратурой проведена правовая и антикоррупционная экспертиза «Правил установки средств размещения информации на территории городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области» (далее – Правила), утвержденных постановлением главы городского поселения Воскресенск от 19.12.2014 №767.
В ходе экспертизы было установлено, что указанные Правила не соответствует нормам законодательства, имеющего высшую юридическую силу, и содержит коррупциогенные факторы.
Например, данным правовым актом устанавливались требования к внешнему виду и порядку установки средств размещения информации, что не входит в полномочия органов местного самоуправления. Для получения разрешения администрации городского поселения на установку средств размещения информации требовалось получить согласование должностного лица отдела архитектуры управления архитектуры, градостроительства и муниципального контроля этого же органа местного самоуправления. При этом порядок и срок получения такого согласования нормативным правовым актом не определен. Помимо этого, Правила возлагали на Заявителей обязанность оплатить расходы уполномоченных экспертных организаций, связанные с проверкой установки средств размещения информаций. При этом кем, когда и в каком порядке данные организации должны быть привлечены к обследованию, порядок выбора экспертной организации и определения стоимости её услуг, периодичность таких проверок муниципальным нормативным правовым актом не определялось.
Установление подобных обременительных требований к гражданам и организациям, отсутствие или неполнота административных процедур, отсутствие или неопределенность сроков их совершения, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, свидетельствовали о наличии коррупциогенных факторов, названных в пп. а , ж ч. 3, пп. «а» ч. 4. Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
В связи с изложенным городским прокурором главе поселения был принесен протест на незаконный нормативный правовой акт. По результатам рассмотрения протеста главой городского поселения издано постановление от 25.05.2015 №130, которым незаконный правовой акт признан утратившим силу.
Необходимо отметить, что помимо органов прокуратуры, государственной власти и местного самоуправления, право проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов предоставлено также институтам гражданского общества и гражданам.
Для этого законодатель установил требование об обязательном опубликовании (обнародовании) в средствах массовой информации, а также размещении в сети Интернет на официальных сайтах органов власти и местного самоуправления текстов нормативных правовых актов и их проектов.
Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения.