Разделы сайта
п»їУслуги
Территориальные органы
Подмосковье
Инициативы властей Московской области, связанные со сферой местного самоуправления, в последние месяцы достаточно активно обсуждаются подмосковными жителями. Особенно напряжённая дискуссия разгорелась по поводу предложений по слиянию ряда муниципалитетов. В интервью "Интерфаксу" эти и другие вопросы прояснила начальник главного управления территориальной политики Эльмира Хаймурзина.
- Какие конкретно мероприятия могут быть проведены в Подмосковье для совершенствования системы местного самоуправления?
- Губернатор Московской области Андрей Воробьёв поставил вопрос о совершенствовании муниципального управления на Высшем совете в ноябре 2013 года. Андрей Юрьевич обратил внимание на то, что на его почту приходит немало обращений с жалобами на работу местных администраций. Он призвал выдвинуть инициативы для улучшения этой сферы. В итоге сегодня в правительство поступило более полусотни идей и предложений от муниципальных глав, советов депутатов, групп граждан.
Какие варианты рассматриваются? Самый простой - передача части полномочий с уровня поселения на районный уровень. Так, в последнее время в Московской области поселения передали районам 38 полномочий. 45% поселений отдали полномочия по утверждению генеральных планов, 43% - по организации коммунального обеспечения.
Ещё один механизм, который уже реализуется, - создание единой администрации района и райцентра. Существует ряд предложений по объединению территорий. Эта мера оправдана, когда поселения естественным образом уже образовали агломерацию или исчерпали ресурсы развития в своей нынешней конфигурации. Звучат инициативы и по объединению дотационных поселков. Вызывает недоумение, когда в пешей доступности друг от друга находятся два населённых пункта, каждый из которых содержит свой управляющий аппарат.
Проводя мероприятия по совершенствованию системы местного самоуправления, мы руководствуемся здравым смыслом. Необходимо тщательно рассмотреть каждое предложение, провести экономические расчеты, определить возможные риски и пути их нивелирования.
Ключевой этап - обсуждение инициативы с местными жителями. Как показывает практика, в муниципалитетах по этому поводу ведутся активные дискуссии. Можно привести в пример наши встречи с населением Королева и Юбилейного. Обсуждался самый широкий круг вопросов - от стратегических до бытовых: переоформления документов, очередей в детские сады. Все аспекты, касающиеся повседневной жизни, учитываются, все запросы населения прорабатываются. Так при объединении городов их жителям менять документы не потребуется. В Королёве и Юбилейном оговорён переходный период по очередям в дошкольные учреждения: все, кто встал в очередь до объединения, пойдут в детсады в рамках этих очередей.
К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что центры сопротивления подобным инициативам возникают именно в среде местных чиновников и поддерживаются ими. Стремясь сохранить свой статус, кое-кто из них начинает вводить в заблуждение население.
- Раз мы заговорили о конфликтах интересов, давайте обсудим ситуацию, которая сложилась вокруг идеи об объединении Котельников и Дзержинского.
- Эта ситуация - хороший урок как для правительства Московской области, так и для муниципальных властей, местных жителей.
С идеей объединения к нам пришёл бывший глава Дзержинского вместе с коллегами из Котельников. И он же позже, видимо, из-за каких-то личных страхов, развернул вектор общественного мнения в ином направлении, в итоге, превратив все в "экстремизм местного розлива". "Независимый Дзержинский!". Сильное выражение, не спорю. Но как гражданка Российской Федерации я не понимаю, как можно говорить о независимости отдельного города: мы же живём в одном государстве, где действует единое правовое поле!
Вместо того, чтобы сесть за "круглый стол" и обсудить спорные вопросы, местные власти устроили политический фарс. В итоге глава досрочно ушел в отставку. Вслед за ним по совершенно непонятной для меня причине сложили с себя полномочия депутаты. Кстати, будь я жителем Дзержинского, я бы искренне возмутилась, узнав о таком поведении народных избранников. Как можно было оставить город одновременно и без главы, и без представительного органа?
Сложившаяся ситуация - хороший повод для горожан, чтобы не только выбрать себе адекватную власть, но и еще раз обдумать предложение по объединению с Котельниками, спокойно взвесив все "за" и "против".
- Кстати, разъясните, пожалуйста: обязателен ли при проведении мероприятий по совершенствованию системы местного самоуправления референдум?
- Согласно действующему законодательству - нет. Предусмотрены иные формы общественного обсуждения этой темы - опрос и публичные слушания. Но вовсе не обязательно ограничиваться этими процедурами. О преобразованиях стоит говорить на максимально большом количестве площадок, честно рассказывать о плюсах и минусах.
- Если судить по встречам с населением, которые вы уже провели, интересна ли жителям эта тема?
- Да. Например, на мероприятии в Юбилейном мы собрали более 500 человек. Более того, в ряде случаях группы граждан сами инициируют подобные процессы: обращаются в подмосковное правительство с просьбой присоединить своё муниципальное образование к другому, где, по мнению населения, работают более компетентные и чуткие руководители.
Ещё раз подчеркну: у нас есть понимание того, что необходимо начинать переобустройство Московской области, но делать это нужно с учётом мнения жителей.
- Если говорить о временных рамках: когда в Подмосковье появятся преобразованные муниципалитеты?
- Мы надеемся, что первой объединённой территорией станет "большой Королев". Там агломерация сложилась естественным образом уже до преобразований. А теперь, благодаря многочисленным встречам и дискуссиям, выработано общее видение перспектив этой территории. Поэтому мы рассчитываем, что такой город появится на картах Московской области уже в этом году.
- Муниципальные чиновники зачастую сетуют на несовершенство федерального закона N131, регулирующего сферу местного самоуправления в России. Насколько, по вашему мнению, обоснованы эти претензии? Считаете ли вы, что данный документ требует доработки или корректировки?
- В 2003 году, когда закон N131 был принят, он вполне отвечал требованиям своего времени. Мы действительно получили власть "шаговой доступности". Но сегодня в ряде случаев она превратилась в балласт для налогоплательщиков.
В Московской области сейчас существует 360 муниципальных образований, более половины из них является дотационными. 83 поселения полностью содержатся за счет регионального бюджета. Причем размер многих территорий так мал, что чуть ли не полдеревни ходит в депутатах, а оставшаяся половина - работники администрации. Зачастую такие муниципалитеты не имеют собственных источников дохода и являются финансово не состоятельными. Если возникают подобные проблемы, значит, необходимо пересмотреть некоторые вещи в системе местного самоуправления. Муниципалитеты должны быть сильными и самодостаточными, в том числе - финансово.
- Ещё пару лет назад широко обсуждались "аппаратные войны" между муниципальными властями разных уровней. Удалось ли на сегодняшний день решить эту проблему?
- "Аппаратными войнами" я бы эти процессы называть не стала. Скажем так: на местах иногда возникает напряжение в связи с распределением полномочий. Мы сторонники того, чтобы полномочия передавались с уровня поселения на районный уровень только если на местах не справляются. В таких случаях этот шаг защищает граждан от ситуаций, когда они приходят к чиновникам со своей проблемой, а в ответ только и слышат "Денег нет". С другой стороны, даже небольшие муниципальные образования могут быть самостоятельными, если, конечно, их руководство не сидит сложа руки в ожидании субсидий, а привлекает инвесторов.
- Известно, что в муниципальных образованиях Московской области действуют разные модели избрания местных глав и советов депутатов. И не во всех из них фигурируют прямые выборы. Как это соответствует демократическим принципам? Идет ли работа по унификации избирательных моделей?
- Все выборные схемы на территории Московской области учитывают волеизъявление граждан. Просто для этого применяются разные механизмы. Глава муниципального образования может избираться на прямых выборах или депутатами из состава местного совета. Но и во втором случае учитываются предпочтения населения, ведь все депутаты проходят через выборные процедуры.
Подход к управлению территориями должен быть индивидуальным. Например, для сильных муниципалитетов лучше, когда глава избирается всенародно и как политик руководит представительным органом, а администрацией управляет хозяйственник - сити-менеджер. Для кризисных муниципалитетов, где порой необходимо сосредоточить власть в одних руках, более действенно, когда глава одновременно является руководителем администрации.
Как я уже говорила, в любых муниципальных преобразованиях главное руководствоваться здравым смыслом, а значит - интересами и потребностями жителей.
Источник: interfax-russia.ru